Неизвестный Эммаус

Неизвестный Эммаус

 

В 30-х, 50-х годах XX века в нашей стране шла активная борьба с религией. Было закрыто и уничтожено огромное количество храмов. Закрывались храмы не только в крупных городах, но и в небольших деревушках. Волна атеизма докатилась до Тверской области, до села Эммаус.

Тверской Эммаус назван в честь Эммауса Палестинского (Библейского), символизирующего встречу отчаявшегося апостола Луки и его друга Клеопы с Воскресшим Христом. Эммаус Палестинский одно из тех мест, где Воскресший Христос впервые явился людям.

Тверской Эммаус находится в 16 км от Твери, на таком же расстоянии Эммаус Палестинский отдалён от Иерусалима.Церковь во Имя Воскресения Христова с приделами в честь Архангела Михаила и пророка Божия Илии, построенная в Эммаусе архиепископом Митрофаном Слотвинским в период с 1739 по 1752г.г. укрепляла духовную связь между двумя Эммаусами, приобщала людей к Евангельскому месту Святой земли.

В настоящее время церкви больше нет, да и место, на котором она находилась, отыскать самостоятельно практически невозможно. К счастью, Валерий Иванович Карпов, один из местных старожил, согласился провести небольшую экскурсию по памятным местам Эммауса.

Валерий Иванович родился в 1933 году и жил в Эммаусе постоянно примерно до 1959 года.В данный момент он проживает в посёлке Власьево (в 4-х км от Эммауса) и периодически заезжает к своему сыну в Эммаус. Кроме того Валерий Иванович больше известен, как отец Валерьян, дьякон Власьевского храма  в честь Казанской иконы Божией Матери.

Следует отметить, что в настоящее время в Эммаусе есть храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Построен этот храм в 2006 году на новом месте, благодаря активной деятельности одной из жительниц села - Раисы Трофимовны Богомоловой.

Настоятель храма «Отрада и Утешение» отец Евгений (Минин) пригласил Валерия Ивановича в Эммаус для того, чтобы осмотреть памятные места.

Отец Евгений собирается построить на месте разрушенного храма во имя Воскресения Христова часовню в честь пророка Божия Илии, чтобы память о святых местах Эммауса сохранилась.

И поэтому самым первым местом, куда мы отправились было Эммаусское кладбище, в центре которого остался нетронутым участок земли площадью примерно 100 квм. Дьякон Валерьян вспоминает о том, что официальное кладбище было на своём нынешнем месте и до советского времени - издревле.

А в советское время оно разрослось, и на месте разрушенной церкви появились могилы. При Романовых на старом кладбище  деда и внука хоронили в одну могилу, т.е. друг на друга. Могилы выкапывались глубиной в 4 метра.

 По словам дьякона Валерьяна, на этом участке земли находился главный алтарь разрушенного храма. Остальная земля, на которой находилась церковь полностью, превышает  по площади уцелевший алтарный участок примерно в семь раз.

Но она занята могилами, и поэтому восстановить храм во имя Воскресения Христова в первоначальном виде из-за дефицита земли невозможно. В 7 метрах от алтарного участка раскинула свои могучие ветви вековая липа. Под этой липой был похоронен в 1914 году архиепископ Тверской и Кашинский Алексей (Опоцкий).

Храм во имя Воскресения Христова был закрыт в 30-х годах XXвека. Имущество, церковные книги и иконы местные жители спасали с усердием, но все же многое было уничтожено безбожниками. Из здания церкви сделали дом культуры.

Во время оккупации Эммауса фашистами, колокольня церкви использовалась пулемётчиками вермахта. Высота колокольни позволяла им простреливать огромные расстояния, и из-за этого нашим солдатам удалось выбить немцев из Эммауса с огромными потерями. На одного убитого немца приходилось десять красноармейцев.

К сожалению, церковь была уничтожена полностью: в 1952 году храм взорвали. Как раз в те годы Валерий Иванович служил в армии, и вернувшись после демобилизации в родной Эммаус, он увидел лишь груду обломков. Кирпич пошел на строительство хозяйственных построек Эммаусского колхоза, а также на фундамент школы-интерната.

Рядом с церковью во Имя ВоскресенияХристова в период с 1739 по 1750 г.г. были вырыты архиерейские пруды. Пруды располагались ступенчато, и были вырыты таким образом, что через них проходила речушка Белеутовка, впадающая в Волгу.  Дамба, разделяющая два верхних пруда, служила дорогой к центральным воротам церкви, а посередине дамбы был мраморный мост, через который и протекала Белеутовка.

Мы продолжили нашу экскурсию недалеко от берега Волги, возле продолговатого рукотворного рва, прозванного в народе «Ржавец». Ржавец по своим функциям являлся глиняным месторождением. Глина, добываемая в нём, служила сырьём для производства кирпича.

По словам дьякона Валерьяна, производство кирпича было предельно простым: глину смешивали с Волжским песком, и обжигали неподалёку от берега. Церковь во имя Воскресения Христова была построена из местного кирпича.

Эммаус не был рождён с таким именем, а был переименован, тем же Митрофаном Слотвинским. До переименования село называлось Яминская пустынь. Сохранились сведения о древнем монастыре, стоявшем недалеко от места впадения Белеутовки в Волгу. В смутное время Спасо-Яминский монастырь подвергся разорению поляков и прекратил своё существование.

Мы отправились на место впадения речки Белеутовки в Волгу, волжский берег, по словам Валерия Ивановича, размыло, около километра в длину и около двухсот метров в ширину. Процесс этот начался в 1947 году, таким образом, место на котором стоял древний Спасо-Яминский монастырь, оказалось под водой.

Все места, на которых мы побывали, находятся буквально в двух шагах друг от друга. Эммаусская земля помнит и древних монахов и польскую интервенцию и Великую Отечественную войну и церковь во имя Воскресения Христова. А сколько людей похоронено в этой земле?

Рядом с местом впадения Белеутовки в Волгу, находили черепа и кости монахов. Это говорит о том, что на территории Спасо-Яминского монастыря также было кладбище.  

Спустившись на сто метров ниже по течению Волги, оказываешься на том месте, где сплошняком  лежали тела красноармейцев, пытавшихся освободить Эммаус от фашистов, и убиты они были из пулемётов, располагавшихся на колокольне Воскресенской церкви.

В Эммаусе несколько солдатских захоронений, одно из них находится в центре нового Эммауса. Другое официальное захоронение находится на территории музея Калининского Фронта, точнее музей появился на месте захоронения советских воинов, освобождавших Эммаус от фашистов.

Музей Калининского фронта играет важную роль для Тверской области, как патриотическом, так и в историческом плане. В музее можно получить наиболее полную информацию, об основных боях, проходивших на территории Твери (Калинина) и области. 

Каждую неделю в музее проводятся экскурсии. Как правило, эти экскурсии посещают организованные группы детей и подростков. Работники музея преподносят не только информацию о событиях войны, но и  устраивают различные презентации, конкурсы и даже игры. Благодаря этому уникальному музею  люди помнят о Великой Отечественной войне, помнят, что она докатилась и до Тверской земли, до села Эммаус.

Следует упомянуть о том, что в селе Эммаус в 2009, 2010, и в 2011 году 2-го августа проводились крестные ходы, в честь Пророка Илии (один из приделов церкви во имя Воскресения Христова был назван в честь пророка Илии). Во многом, благодаря возобновлению этой старой традиции, люди стали ассоциировать Эммаус не только как место проведения рок-фестиваля «Нашествие», но и как исторический и духовный памятник.

Никто не знает, что будет дальше. Никто не знает, сколько ещё загадок хранит наша земля. Ясно одно: нельзя забывать то, что мы узнали с большим трудом, то, что нам удалось вспомнить.